"Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа". Это знаменитый ответ экс-президента Чехии Вацлава Гавела на вопрос, зачем проводить люстрацию и давать власть молодым-неопытным. Что ждет Украину: полезные ошибки или убийственный саботаж? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть, произошло ли за 1,5 года после свержения Януковича обновление исполнительной власти. Мы посмотрели.
В XXI веке возник новый тип революций - так называемых безлидерных. Явные примеры - Арабская весна или украинская Революция достоинства. Главной движущей силой борьбы против режима выступили люди без четко определенной политической принадлежности. У них не было единого лидера. Не было ясной идеологической или политической программы. Большинство участников не имели намерения захватить власть в стране. Их объединяло недовольство существующим режимом. Отсутствовала и четкая стратегия действий после того, как режим будет повален.
В феврале 2014-го революции удалось устранить президента и некоторых его близких соратников. В этом же году Украина избрала нового президента и новый парламент. В конце прошлого года к власти пришло новое коалиционное правительство. Среди новых лидеров страны много незнакомых лиц, 65% депутатов парламента VIII созыва никогда не имели мандата.
Однако во властных кабинетах осталось много людей, которые построили успешные карьеры при предыдущих режимах. Революция без лидера в Украине не привела к фундаментальным изменениям в фактическом руководстве страны. Президент, премьер-министр, многие высокопоставленные чиновники, региональные политики и депутаты принадлежали к правящей элите и до революции. Коррупционные связи могут оказывать на них влияние и сейчас. Возможно, и часть новых людей была привлечена в правительство и парламент посредством таких связей. Реформы, проводимые под руководством полуобновленной элиты и контролем международного сообщества, могут разрушить коррупционные связи и открыть путь для новых лидеров, свободных от призраков прошлого. Но произойдет ли это?
Спустя полтора года после бегств

Эксперимент
VoxUkraine постаралась собрать данные об общем количестве и именах сотрудников на трех высших руководящих уровнях во всех министерствах, Нацбанке, Генпрокуратуре, Фонде госимущества, Антимонопольном комитете, Государственной фискальной службе, Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и комуслуг (НКРЭКУ), а также НАК «Нафтогаз».
Из всех опрошенных отказались предоставить данные только НКРЭКУ и «Нафтогаз».
Данные были запрошены по состоянию на три даты:
- начало 2014 года, когда Виктор Янукович был еще у власти;
- конец 2014 года, когда у власти было первое правительство Яценюка;
- май 2015 года, когда было сформировано новое правительство.
В некоторых случаях органы власти предоставили неполные данные.



Очевидно, что важно не общее количество сокращенных людей в министерствах и ведомствах. Если Кабмин останется без или поменяет секретарей и водителей, то от этого не повысится его эффективность и не сильно снизятся затраты. Важно, с каких позиций уходят старые кадры и кто приходит на их место. Мы проанализировали, как глубоко проникли перемены в министерства и Национальный банк. Результат несколько неожиданный: в лидерах Министерство здравоохранения - здесь поменялось 95% руководителей высших трех уровней (министры и главы, их заместители, руководители департаментов и независимых подразделений). Также в лидерах Национальный банк, ГФС, прокуратура и Министерство аграрной политики.


Выводы
- Центральный аппарат центральных органов исполнительной власти был сокращен, однако незначительно. Среднее сокращение за период с начала 2014-го до середины 2015-го составляет 5%.
- Некоторые органы значительно сократили размер региональных представительств, в частности, правоохранительные органы и НБУ.
- Руководство правительства и Национального банка обновлено приблизительно на 80% по сравнению с началом 2014 года. Руководство Государственной налоговой службы и Генеральной прокуратуры обновлено приблизительно на 91%.
- Чем ниже уровень руководства, тем ниже уровень обновления.
Такие результаты обнадеживают. Они дают основание надеяться, что изменения, через которые проходит Украина, открыли новые пути для здорового обновления политиков и появления новых профессионалов.