Новый глава Офиса эффективной регуляции Алексей Гончарук рассказал о принципах и сроках кардинального изменения регуляторной среды в Украине.
Без гильотины: собирается ли правительство проводить дерегуляцию
Неделю назад министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус объявил, что правительство отказывается от дерегуляционной гильотины, на которую сам же возлагал основные надежды по улучшению регуляторной среды в Украине. Такое заявление вызвало шквал критики в адрес правительства: бизнес и общество заждались действенных реформ и очередная отсрочка воспринимается крайне негативно. Почему Кабмин отказался от "гильотины" и как планируется улучшить бизнес-среду в Украине,
- Почему правительство приняло такое решение - отказаться от "дерегуляционной гильотины"?
- Гильотина, по сути, является не более чем маркетинговым названием. Разными людьми в разное время это название присваивалось процессам, часто различным по оформлению и содержанию. На каком-то этапе был создан и раскручен этот бренд. Я бы вообще не привязывал те процессы, которые мы начинаем, к какому-либо названию. Если кому-то нравится название "гильотина" - пусть. Кому-то нравится другое название - тоже. От названия суть реформы не меняется.
Поэтому я бы не говорил, что на самом деле мы категорически отказываемся от избранного ранее принципа проведения реформы, который многие называли "гильотиной". Мы его усовершенствуем.
К регулированию нужно относиться осторожно. Очевидно, что непродуманная отмена отдельных нормативно-правовых актов (НПА) может привести к возникновению регуляторного вакуума и хаоса в экономике, в первую очередь в сферах продовольственной безопасности и экспорта-импорта. Нужно просчитывать, какие последствия будут, и нейтрализовать негативные влияния.
От концепции операционного плана по изменению регуляторной среды, разработанного общественными организациями, международными экспертами и правительством, мы отказываться точно не собираемся.
- Что именно входит в этот план?
- Инвентаризация нормативных актов, их систематизация и приоритизация для пересмотра, публичный и инклюзивный процесс пересмотра актов по технологии, позволяющей делать это максимально быстро, объективно и системно, усовершенствование институциональных фильтров для принятия новых регуляций, затрудняющих ведение бизнеса.
Цель - создать качественную, осмысленную регуляцию в Украине.
Надо ждать
- Полтора года политики обещали бизнесу оперативную и полную дерегуляцию, ту самую "гильотину". Теперь в приоритетах - "умная" дерегуляция, а результат будет еще через пару лет. Как планируете объяснить предпринимателям столь резкую смену курса?
- Я бы не хотел комментировать политические заявления. В то же время я хорошо понимаю, что если у людей есть вопросы, то на них нужно вместе искать ответы.
Умная, как вы сказали, "дерегуляция" - это второй этап реформы, направленной на улучшение регуляторных правил, поэтому его нельзя рассматривать отдельно от первого этапа, в рамках которого уже до конца года будут упразднены, упрощены или улучшены десятки разрешительных и иных регуляторных процедур. Уже сейчас офис принимает активное участие и в этой работе.
Уверен, что результаты нашей работы будут видны уже до конца года, а к концу первого квартала следующего их уже сможет реально ощутить бизнес.
- Как сейчас, после отказа от "гильотины", видите проведение дерегуляции? Какие этапы предусмотрены?
- Начну с того, что сейчас мы сфокусированы на четырех секторах: сельское хозяйство и пищевая безопасность, строительство, энергетика и сфера контроля и надзора. Прежде всего мы проводим инвентаризацию нормативных актов в каждом из этих секторов. Это необходимо, чтобы оценить объем предстоящей работы и спланировать ее.
После этого мы приступим к анализу нормативных актов, по результатам распределим их на три условных группы: те, что нужно сохранить, подкорректировать или удалить из регуляторной среды.
Имея такую общую картину, мы должны выйти на пакет предложений по системному улучшению регуляции в секторах. Наша цель - создание дружественной, благоприятной для бизнеса регуляторной среды в Украине. Подразумевается не только дерегуляция, но и постоянный контроль и анализ новых нормативных актов.
Такой анализ - это беспрерывный процесс. Для целей регуляторной политики законодательство нельзя оценивать статично, анализируя его только в какой-то конкретный момент времени. Нужно оценивать его в динамике изменений, анализируя причины появления той или иной регуляции, оценивая ее эффективность.
Задача офиса - быть своеобразным антивирусом бизнес-среды, устранять существующие вредоносные документы и не допускать появления новых.
- При создании офиса учитывали заграничный опыт, или снова пошли по уникальному украинскому пути?
- Единого представления, как должен работать подобный инструмент, нет не только в Украине, но и в мире. Есть общее понимание цели его существования - улучшение бизнес-климата и правил формирования регуляторного поля. Общий принцип такой: сначала государство формулирует и оценивает проблему, потом выбирает способ ее решения и необходимые для этого инструменты, устанавливает показатели, по которым через время можно будет оценить эффективность регуляции. В каждой стране этот общий принцип реализован в деталях по-своему, но работа механизма rules for rules является ключевым условием для качественной регуляции. Уверен, нам удастся внедрить в Украине лучшие практики создания регуляций.
- Какие страны анализировали?
- Изучали опыт Британии, Германии, Польши, стран Прибалтики, Молдавии и балканских стран. Идея - создать стандартизированный процесс, качество которого можно будет оценить и усовершенствовать в ходе работы. Потом уже отлаженный и проверенный Офисом инструмент будет передан государству.
- И все же первая задача - упростить правила ведения бизнеса, то есть провести дерегуляцию. Есть поэтапный план ее проведения?
- Повторюсь: первый этап реформы уже подходит к своему логическому завершению. Был составлен и утвержден Кабинетом министров специальный план дерегуляции, который в значительной мере уже выполнен.
Что касается Офиса, то мы закончили организационный этап (формирование костяка команды, создание условий работы, коммуникаций с регуляторами и отношений с донорами) и, можно сказать, с 1 ноября приступили к полноценной работе. Конечно, до выхода на проектную мощность еще достаточно далеко.
Текущий этап - инвентаризация. До 15 ноября мы уже рассчитываем иметь первые цифры количества нормативных актов по секторам, что даст нам возможность более точно планировать дальнейшую работу. Потом анализ/оценка. Рабочее название - rolling review. После - подготовка рекомендаций и проектов изменений по результатам анализа: что именно стоит сделать с тем или иным документом. В итоге должна быть создана система регулярной очистки и беспрерывного контроля качества регуляторной среды.
- Какие сроки наметили?
- Точно сказать, сколько времени потребуется для анализа всех существующих регуляторных актов, можно будет только после завершения инвентаризации законодательства. Пока что нет четкого представления, сколько всего в Украине таких документов, поэтому невозможно сказать, сколько времени нужно для их анализа и исправления.
Тонкости регуляции
- Можете назвать критерии оценки документов?
- Четкий список будет несколько позднее: сейчас мы окончательно отрабатываем эту методику. Скажу только, что они будут основываться на следующих критериях: законность, нужность, наличие коррупционных рисков и соответствие международным обязательствам Украины.
- Кто будет проводить оценку НПА по этим критериям?
- Специалисты Офиса эффективной регуляции. К этой работе планируем привлекать сотрудников регуляторов и представителей бизнес-сообществ.
- Опишите процедуру оценки.
- По стандартизированному понятному чек-листу. Это позволит получить максимально объективные результаты анализа. Не будет размышлений на вольную тему - это будет понятный вывод, оценка, на основании которой будет приниматься решение о значении и роли того или иного нормативного акта. Это позволит получить цельную картину: в каких сферах какая ситуация, где больше всего проблем, а где положение нормальное.
- Существенный вопрос: насколько обязательными для исполнения будут заключения и рекомендации вашего офиса?
- Роль Офиса, безусловно, рекомендательная. По каждому из актов у нас есть партнер-регулятор - министерство или ведомство. Поэтому мы будем тесно с ними сотрудничать, но конкретные алгоритмы работы нам еще предстоит отработать. Или передавать им, условно, раз в месяц пакет проанализированных документов и свои рекомендации, или же в режиме реального времени постоянно обсуждать и корректировать НПА.
- Есть ли рычаги влияния на министерства и парламент? Ведь многие регуляторные акты - по сути, коррупционная кормушка для чиновников, и вряд ли они отступят от нее без боя…
- Мы не носители политической воли, заставлять кого-либо что-либо делать мы не можем. Но у нас есть различные рычаги влияния, например, возможность формировать мнение участников того или иного рынка, вырабатывать совместную позицию, доносить свое мнение до высшего руководства государства и западных партнеров. В каждом конкретном случае будем ориентироваться на мнение регулятора. Есть разные способы найти баланс интереса. Наша задача - наработать авторитет, чтобы госорганы сами были заинтересованы в сотрудничестве с нами.
- Вы упомянули абстрактное "мнение рынка". Как планируете строить коммуникацию с бизнесом, особенно с малым и средним, не имеющим конкретной представительской организации?
- Действительно, в Украине гораздо больше организаций, представляющих интересы среднего и крупного бизнеса. А заявленная цель реформы дерегуляции - защита интересов малого и среднего бизнеса. В то же время есть отдельные сферы малого бизнеса, неплохо организованные: например, нотариусы и оценщики. В тех же отраслях, где нет организованного представительского органа, будем проводить точечные опросы, фокус-группы, применять другие непрямые методы, которые помогут нам понять проблемы и ожидания малого бизнеса.
Офис изнутри
- По чьей инициативе создан ваш офис, кому вы подчиняетесь?
- Один из идеологов появления Офиса эффективной регуляции - министр экономики Айварас Абромавичус. В то же время Офис - неправительственная организация и не подчиняется ни одному из министерств.
- Кто предоставляет финансирование для работы Офиса?
- На первом этапе донором выступает программа технической помощи правительства Канады. В дальнейшем рассчитываем на грант Европейского союза.
- И какая сумма этого гранта?
- По моей информации, предусмотренный объем финансирования - примерно 7 млн евро на три года.
- То есть вам дается три года для построения системы эффективной регуляции?
- Три года - заявленный срок реализации проекта. Это абсолютно достаточный срок, чтобы показать реальные системные результаты, достичь климатических изменений на регуляторном поле, наладить работу инструмента создания лояльной регуляторной среды. Мы верим в то, что качественная регуляция в Украине возможна и должна основываться на доверии между государством и бизнесом. Осталось только внедрить это на практике.

Статті по темі

Корисні новини