Китай, Сингапур, Малайзия – страны, еще недавно считавшиеся едва ли не самыми беднейшими в мире, сегодня экономические гиганты, наиболее быстро и эффективно развивающиеся. Эстония, Литва, Румыния – страны бывшего соцлагеря, вчера сидевшие в одной экономической «луже» с Украиной, сегодня члены ЕС, перспективные и привлекательные для инвестиций молодые экономики.
Роль борьбы с коррупцией в осуществлении реформ: опыт зарубежных стран
Об азиатском и восточно-европейском опыте проведения реформ и о роли борьбы с коррупцией в осуществлении этих реформ читайте в серии статей на сайте Общественной организации “Украина без коррупции”.
Часть 1. Китайская головоломка
Постоянная борьба с коррупцией в Китае у некоторых экспертов порой вызывает усмешку – уж очень это похоже на сизифов труд: несчастный Сизиф (читай – правительство) проталкивает «антикоррупционный» камень почти на самую вершину экономического благополучия, а тот катится вниз с удвоенной скоростью. Тем не менее, у китайцев действительно есть чему поучиться в вопросах борьбы с коррупцией. Здесь о ней знают, кажется, всё: само понятие коррупции коренится глубоко в сознании нации. Причины во многом обусловлены традиционными конфуцианскими нормами поведения, которые на протяжении многих веков заменяли китайцам законы.
В императорском Китае существовали четкие правила, регулирующие практически все аспекты жизни человека, включая взаимоотношения с власть имущими. Так, например, ходить на прием к чиновнику без подарка считалось дурным тоном, и рассчитывать на положительный результат своего прошения в таком случае не стоило. По сей день в Китае существует «хуанбао» - красный конверт, в котором дарят деньги как детям, именинникам, молодоженам, так и партнерам, агентам или госслужащим. При этом важна не столько сумма, сколько сам факт подарка, который имеет особое значение в межличностных отношениях. Все это выражается другим китайским понятием, «май жэньцин» - «купить человеческие чувства», и служит выстраиванию необходимых связей. Да, зарвавшихся китайских чиновников стремились наказать – и в древности, и сегодня. Но изначально это было наказанием не за взятку как таковую, а за ее размер или частоту требования бакшиша – то есть за «потерю лица».
Современная КНР изначально выбрала очень жесткую и даже жестокую схему борьбы с коррупцией, понимая, что никакое экономическое чудо и даже небольшой экономический прорыв не будут возможны без кардинальных мер – настолько же кардинальных, насколько сильно подвержено общество тому или иному пороку.
Так, один из самых знаменитых реформаторов Китая Дэн Сяопин говорил: «Нетвердой рукой преступность и социальные уродства вывести нельзя». С опорой на эту мысль в Китае испокон веков существовала смертная казнь, и довольно часто она применялась и применяется к коррупционерам.
Одна из самых громких битв с коррупцией в Поднебесной началась в середине прошлого века – с декабря 1951 года по июнь 1952. Тогда в стране была введена в действие программа «Три анти-»: анти-коррупция, анти-бюрократизм и анти-расточительство.
Без лишних разговоров коррупционеры приговаривались к смертной казни.
Для рассмотрения дел о взяточничестве были созданы специальные народные суды. Граждан Китая обязывали сообщать о ставших им известных фактах коррупции. Результаты не заставили себя долго ждать – экономический рост в стране «совпал» с массовыми репрессиями взяточников всех мастей.
С 80-х годов и практически по сегодняшний день – в Китае идет вторая волна этой борьбы.
Лишь недавно ушедший со своего поста бывший глава государства Ху Цзиньтао, заявляя о том, что «жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции», явился достойным продолжателем курса Дэн Сяопина.
Сегодня борьба со взяточничеством в Поднебесной ведется по нескольким направлениям: издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу, появляются все новые и новые госструктуры. Так, наряду с уже существующими Центральной комиссией КПК по проверке дисциплины и Министерством контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное Управление по предупреждению (противодействию) коррупции. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, отнесли и выявление коррупционеров, и разработку комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.
В Китае отсутствуют неприкосновенные должности, а постоянная ротация кадрового обеспечения делает невозможной использование семейных, дружеских или любых других связей для совершения незаконных действий.
При этом с начала 2001 года в Поднебесной за взятки были расстреляны около 13 тыс.(!) чиновников, включая главу города Сучжоу и заместителя мэра Пекина, вице-спикера парламента, десятки министров и губернаторов.
По обвинению коррупции в одном только 2012 году были арестованы 160 тыс. работников госаппарата. Всего же с начала реформ (за последние 30 лет) в тюрьму в Поднебесной загремело… около миллиона чиновников-коррупционеров!
Забавно, но в то же время Китай борется со взяточниками и вполне гуманными методами: как гласят официальные источники, «формируя у них моральные и нравственные принципы, а также повышая чувство долга и ответственности». Этой работе в стране действительно уделяется огромное внимание. Так, Ху Цзиньтао разработал «Моральный кодекс» поведения для граждан Китая, состоящий из восьми принципов, среди которых «Будь отзывчивым, помогай каждому, не наживайся за счёт других» и «Будь честным и порядочным; не поступайся принципами ради наживы».
На юге Китая в партийной школе, где проходят подготовку госслужащие, появились специальные занятия, названные «антикоррупционное тай-чи», которые с помощью медитации, восточных единоборств и силовых упражнений помогают побороть соблазн взять взятку. Создана даже компьютерная игра под названием «Неподкупный борец», в которой пользователи уничтожают коррумпированных чиновников, и снят фильм «Роковое решение», просмотр которого обязателен для всех государственных чиновников. А в Пекине работает «горячая телефонная линия», по которой любой житель Поднебесной может анонимно сообщить о злоупотреблениях конкретного лица своим служебным положением.
Так или иначе, антикоррупционная политика Китая действительно дает свои плоды, хотя они, пожалуй, несколько своеобразны: аналитики отмечают, что за последние 5 лет средняя сумма взятки здесь выросла на 20%, однако количество самих взяточников уменьшилось. Почему? Им страшно.
Взятка в 100 тыс. юаней(около 16 тыс. долл.)по законам КНР карается 10-летними работами в трудовом лагере – и вплоть до пожизненного заключения. В «отягчающих обстоятельствах» - расстрел и конфискация имущества.
Китайский гаишник не отпустит за взятку водителя, нарушившего правила, — просто побоится связываться. За 100 долларов «навара» он загремит на 9 лет в тюрьму, а если офицеров было двое – это считается коррупционным сговором, и срок уже 25 лет. То же самое с учителями, врачами и прочими служащими. Здесь при оформлении вполне обычных бумаг или заключении полностью законных сделок вам, скорее всего, не пожмут руку – побоятся того, что кто-то может подумать: из руки в руку была вложена купюра.
С другой стороны, отмечают те же источники, коррупция в Китае перешла на новый уровень развития, и, уйдя от мелких служащих, плотно засела в высоких и очень высоких кабинетах.
Экономические же показатели страны из года в го говорят о том, что политика партии и правительства правильная: объем ВВП в Китае равен примерно $5000 млрд, из которых незаконно «отмывается» только 0,5%. И Украине, конечно, есть чему поучиться у Поднебесной – если не введению смертной казни за взяточничество, то бесспорно – ужесточению наказаний. Заметьте, речь не идет о тотальном и бессмысленном запугивании граждан, но о весьма точечном и четком контроле. Огромную роль в эффективной борьбе с коррупцией играет так же преемственность взятого курса и неотступность его выполнения. Прибавьте сюда постоянный «апгрейд» антикоррупционных мер, появление новых, порой необычных методов борьбы… Результатом обязательно станет здоровая и процветающая держава.
В следующем матерале мы расскажем Вам о формах и методах борьбы с коррупцией в Сингапуре.
Следите за нашими дальнейшими публикациями.
Елена Езерова, специально для Общественной организации “Украина без коррупции”.

Статті по темі

Корисні новини